Армии средневековой Бургундии
«Armies of medieval Burgundy 1364-1477» Osprey 144, Nicholas Michael, G A Embleton. Перевод - Christian (T1R1ON), «Дижонская рота».
Текст и иллюстрации в доработке.
Вкладки.
Вкладка A: Армия Филиппа Храброго в 1363 г.
Хотя Филипп Бургундский официально получил право владения герцогством в июне 1364 г., он провел смотр всех войск герцогства в Шатильоне в августе, на год ранее.
A1: Арбалетчик гарнизона.
На кольчуге этого солдата изображен белый крест Франции, как напоминание о лояльности Герцогства Бургундского французской короне. Косой Андреевский крест как военная эмблема Бургундии появляется не ранее начала XV в., и принимается официально после начала гражданской войны во Франции, несомненно, с целью различить сторонников различных партий. Поясной крюк, колчан и необычный способ переноски арбалета основаны на французском изображении, датированном ок. 1360. Внимание стоит обратить на раздельные шоссы, скатанные к коленям.
A2: Жан де Монтагю, сеньор де Сомбернон.
Попытка реконструкции образа Жана де Монтагю, сеньора де Сомбернон, который в 1363 г. был назначен лейтенантом герцога. Этот высокопоставленный человек носит конический бацинет с кольчужным авентайлом, латную защиту рук, а также кожаные наголенники, усиленные проклепанными металлическими пластинами. Под коттой с изображением его личного герба надет пластинчатый доспех (СОР – «coat of plates») с юбкой из узких горизонтальных полос. Меч закреплен на богато отделанном ремне, висящем, по моде конца 1350-х годов, довольно низко на бедрах; ступни защищены набором узких пластин внахлест по форме гражданской обуви того времени. На заднем плане слуга держит знамя Жана де Монтагю.
A3: Экюер.
Один из ста пяти экюеров, собранных герцогом Филиппом на смотр. Так как многие жандармы (в значении «men-at-arms») до этого события не обладали защитой ног, этот экюер изображен только в шоссах с подметками. Его застегивающийся на спине СОР основывается на изображении рыцаря из Верденского собора, и, хотя этот тип доспехов не был еще в то время полностью устаревшим, он начинал уступать место настоящим пластинчатым доспехам.
Вкладка B: Осада крепости Веллексон, 1409-1410 гг.
B1: Жан де Вержи, маршал Бургундии.
Попытка реконструкции образа Жана де Вержи, маршала Бургундии, назначенного командующим осадой герцогом Жаном Бесстрашным. Как наиболее важный военный чин герцогства, он одет в полный латный доспех, который начинал развиваться в это время. Латные элементы защиты рук и ног украшены узорчатыми полосками, а поверх доспеха Жан носит открытое сюрко его геральдических цветов.
B2, B3: Каменщик и артиллерист.
Каменщик держит деревянную заготовку, в то время как артиллерист сверяет диаметр каменного ядра. Отверстие в заготовке получали, обрисовывая на куске пергамента дульное отверстие орудия. Оба персонажа изображены в типичной гражданской одежде: каменщик носит раздельные шоссы без носка, а артиллерист – матерчатый фартук поверх своих забинтованных коленей. На переднем плане изображен паек, выделявшийся каждому человеку на обед и ужин в течение осады: пинта вина и две буханки хлеба. На завтра каждый человек получал полпинты вина и буханку хлеба.
B4: Лучник.
На руке лучника изображен пришитый свиток с надписью «Dijon». В архивах герцогства за 1409 г. Находится следующая запись: «предоставить сроком на один месяц 30 вооруженных людей и 15 арбалетчиков, одетых, снаряженных и готовых к отправке… а также полтора локтя ярко-красной ткани, чтобы вырезать буквы dijon на рукав каждого акетона и два локтя белой ткани, чтобы вырезать свитки и поместить на них указанные буквы…» (Communal archives of Dijon).
На заднем плане изображен артиллерийский расчет с бомбардой, деревянный чехол которой укрывал их в процессе зарядки. Один из них одет в старый акетон с белым французским крестом: франко-бургундские отношения заметно ухудшились, и крест Св. Андрея все чаще выступал эмблемой герцогства.
Вкладка C
С1: Герцог Бургундии Филипп Храбрый в турнирном облачении.
Это изображение герцога в гербовом сюрко на покрытом попоной коне основывается на дворцовом геральдическом справочнике того времени: the Armorial Equestre de l’Europe et de la Toison d’Or, ок. 1450. Оригинальный шлем, изображенный в справочнике, заменен на этой иллюстрации одним из турнирных и находится в руках у слуги. На груди герцога выделяется орден Золотого руна; ритуальные церемонии и этикет достигли пика своего развития во времена правления Филиппа. Герольды организовывали турниры и схватки в четком соответствии с неимоверно сложным кодексом поведения. К этому времени копья и мечи для состязаний специально тупились, однако серьезные травмы и даже смерти на ристалище оставались обычным делом.
С2: Представитель двора.
С3: Трубач.
Представитель бургундского двора держит шлем герцога. На своем одеянии он носит небольшой значок с гербом герцогства. Остроносые пулены и прическа «под горшок» были в то время чрезвычайно популярны при дворе. Слуги и трубач одеты в белое, основываясь на изображении сцены охоты, на котором все члены бургундского двора одеты в белое, включая герцога и его слуг. В любом случае это являлось некоей дворцовой униформой: по законам средневекового костюма желание правителя определяло ткань и цвет одежд для празднования очередного события. Архиепископ Льежский был известным законодателем церемониальных мод: в 1435 году все всадники из его свиты были облачены в белое, а в 1442 году на коронации Императора архиепископ присутствовал вместе с 250 всадниками, в расшитых золотом одеждах.
|