О клубе
Как с нами связаться
Как вступить
Вопросы и ответы
Рекомендации и требования
по исторической экипировке

Дижон и Бургундия

Жизнь в Средневековье
Исторические костюмы
Быт полевого лагеря
Средневековая кухня
Военное дело

Мастерские

Исследования
Статьи
Переводы
Руководства

Мероприятия
Планируемые

Форум

Часть 3. Сандалии.

Френсис Грю и Маргаретта де Неергаард.
Перевод - Dylan, «Дижонская рота».

Средневековую обувь едва ли можно назвать полностью непромокаемой, и потому не удивительно, что ее старались защитить от грязи, воды или снега. Было изобретено несколько типов «внешней обуви», призванной поднять подошву обуви над уровнем земли и таким образом избежать загрязнения и намокания обуви. В манускриптах 14-15вв упоминаются как минимум три вида внешней обуви, причем написание терминов достаточно похоже на современное – сандалии (pattens – “patyns”), башмаки на деревянной подошве (clogs – “clogges”), галоши (galoshes – “galoches”). К сожалению, манускрипты не дают описания обуви, названной этими терминами, и потому вопрос их точного значения остается спорным. Обувь, упомянутая в средневековых источниках, едва ли соответствует современным терминам, которые возникли не ранее 17в. Поэтому в нашей книге в качестве основного термина, объединившего все три достаточно различных вида внешней обуви, известных по археологическим находкам в Лондоне, мы использовали термин «сандалии» (pattens).

Первый тип сандалий имеет деревянную подошву в виде высокой платформы, опирающейся на две/три клиновидных опоры (илл.125-127). Второй тип так же имеет деревянную подошву, но плоскую и, как правило, состоящую из двух частей, соединенных кожаным «шарниром» (илл.133, 135-136). Третий тип имеет подошву из нескольких слоев толстой кожи, соединенных прошивкой (илл.139-140).

В отличие от образцов обуви, сандалии достаточно редко встречаются в раскопках Лондона до начала 15в. (табл.21). В сочетании с богатой отделкой многих образцов 13-14вв., это говорит о том, что в данный период внешняя обувь использовалась в основном зажиточными слоями населения. Эти немногочисленные образцы принадлежат в основном к первому типу, и за счет своей высоты, полностью предотвращали контакт дорогой и богато украшенной обуви с поверхностью земли. С другой стороны, в захоронениях 15в. сандалии встречаются гораздо чаще, и большинство из них принадлежат ко второму и третьему типу, которые заметно проще в изготовлении. Это говорит, во-первых, о резкой смене методов производства сандалий в сторону их упрощения и удешевления, а во-вторых, о том, что это в очень короткие сроки сделало такую обувь заметно более популярной и распространенной среди всех слоев населения. Этот вывод подтверждается также частым изображением внешней обуви в иллюстрациях позднего Средневековья, где встречаются изображения сандалий всех типов, одетых как поверх обуви, так и непосредственно поверх шоссе, без какой либо другой обуви.


Илл.124. Изготовление деревянных сандалий. Миниатюра 15в.

Глава 1. Деревянные сандалии 12-15 вв.

Наиболее ранние фрагменты деревянных сандалий обнаружены в раскопках Seal House и датируются началом 12в., но по небольшим уцелевшим фрагментам невозможно было восстановить форму изделия. Первый полностью сохранившийся образец был обнаружен в этом же захоронении в слоях начала 13в.(илл.125). Он имеет грубую, но прочную конструкцию и вырезан из единого массива ольхи. Подошва простой формы – с прямыми сторонами и скошенным носком, который позволяет определить, что образец был сделан на левую ногу. Носок срезан настолько неаккуратно, что его форма выглядит скорее как попытка владельца самостоятельно подогнать его в процессе ношения, чем как часть изначальной конструкции. Этот образец уникален тем, что он (единственный в коллекции) имеет железные детали конструкции. В первую очередь обращает на себя внимание то, что из железа выполнена одна из опор, так же из железа изготовлены полосы усиливающие основание второй (деревянной) опоры и носок. Кожаное стремя, закрепленное на основании восемью железными гвоздями, выполнено из одного куска кожи и, судя по следам швов, было подшито изнутри несохранившимся мягким материалом.

Более обширная группа деревянных сандалий обнаружена в захоронениях Baynards Castle, Billingsgate, Trig Lane и датируется второй половиной 14в. Составляющие эту группу образцы находятся на достаточно низком уровне сохранности. Только один экземпляр из всей группы вырезан из единого массива дерева, наподобие предыдущего образца. Но в отличие от него этот экземпляр изготовлен очень аккуратно. Три опоры поднимают уровень подошвы высоко над землей (илл.127) и заметно увеличивают длину образца. Исходя из этого, можно предположить, что данная сандалия была изготовлена для ношения с модной в этот период длинноносой обувью. Стремя выполнено в виде единой детали, хотя и сшито из двух кусков кожи, и украшено частым тисненым цветочным узором. Такая конструкция стремени так же уникальна – остальные образцы этого периода имеют стремя, выполненное из двух частей и регулируемое по длине застежкой (илл.128-131). Конструкция застежки предельно проста – ремень, расположенный на одной стороне стремени, продевается в отверстие, прорезанное на другой стороне, установленные на ремне металлические шпеньки (один или несколько) закрепляют ремень и позволяют регулировать длину стремени. На илл.130 изображен вариант с двойным ремнем, выкроенным из одного куска кожи.

Такая практика кажется достаточно удобной в ношении для высоких сандалий, аналогичных изображенным на илл.126-127, и позволяет при ходьбе свободно «перекатывать» ногу с одной опоры на другую. Но многие сандалии конца 14в. принадлежат ко второму типу и имеют невысокую плоскую деревянную подошву (илл.128, 133-134). Некоторые из подобных образцов имеют заметно удлиненные носы и, возможно, именно поэтому они делались из двух частей, соединенных достаточно свободной петлей. Это обеспечивало некоторую гибкость длинной подошвы и делало ее удобнее в ношении. Обычно петля делалась из толстой (иногда двойной) кожаной полосы, прибитой гвоздями к обеим частям подошвы с верхней стороны. Достаточно часто кожаную петлю делали заглубленной заподлицо в массив дерева. Только один образец (очень плохо сохранившийся и поэтому не проиллюстрированный), изготовленный из бука (что тоже является уникальным моментом), имел дополнительно кожаную подошву, прибитую поверх деревянной по всей площади. Такая конструкция не только исполняла функцию петли, но и значительно повышала комфортность сандалий при ношении.

Так же на образцах конца 14в. впервые обнаружены не только стремена, но и ремни, фиксировавшие пятку ноги. На илл.134 изображен один из наиболее хорошо сохранившихся таких образцов. Он изготовлен из двух слоев кожи (один из них практически полностью утрачен), сшитых между собой обметочным швом по всей длине открытого края. Ремни закреплены на подошве шестью гвоздями в трех точках – на пятке и с боковых сторон. Для усиления мест крепления и предотвращения разрывов торец подошвы охватывает дополнительная кожаная полоса. Хотя эта полоса сохранилась частично, по следам отверстий от гвоздей можно предположить, что она проходила вокруг всей подошвы. Система ремней охватывала ногу на уровне щиколотки и застегивалась на подъеме на пряжку или завязывалась шнурком. На представленном образце застежка полностью утрачена, но в 1986г. в раскопках на территории London Boys School были обнаружен образец сандалии с такой застежкой (к сожалению, он уже не успел войти в наше издание).

Двухчастные деревянные сандалии второго типа продолжали использоваться и в начале 15в. То, что в раскопках Billingsgate и Trig Lane этого периода отсутствуют высокие сандалии первого типа, является большим сюрпризом для исследователей, т.к. они очень часто встречаются в изображениях того времени и более того, входят в коллекции, составившие основу собрания Лондонского музея при его основании. Сандалии начала 15в., как и большинство обуви этого периода, имеют очень узкие подошвы и обычно тупой овальный носок. Крепление на ноге обычно состоит из нескольких кожаных ремней, расположенных на носке и на пятке сандалии. По сравнению с креплениями, распространенными в предыдущий период, ремни 15в. выглядят гораздо более тонкими и изящными. Переднее стремя, как правило, не имеет застежки и состоит из одного или нескольких узких ремней, а не из одного широкого. Кроме того, стремя значительно смещено вперед и охватывает ногу не на подъеме, а в районе пальцев. Подобная система крепления использовалась в 15в. и на сандалиях с многослойной кожаной подошвой. Но, возможно, подобные изменения объясняются тем, что более гибкая составная или кожаная подошва лучше соответствовала движениям ноги и не требовала жесткой фиксации на подъеме. Ремни крепления по-прежнему крепились к торцу деревянной подошвы гвоздями, причем дополнительная усиливающая кожаная полоса, проходящая вокруг торца подошвы, становится одной из характерных деталей, присутствующей на большинстве образцов.

Идентификация пород дерева, использовавшихся при изготовлении сандалий, была проведена Ровеной Гейл. Результаты ее исследования сведены в таблицу 17. За исключением единичных экземпляров изготовленных из бука, дуба и прочих твердых пород, для изготовления сандалий использовалась в основном два вида дерева – во-первых, ольха, во-вторых, осина или тополь (эти породы дерева принадлежат к одному семейству и поэтому очень тяжело сказать, из какого именно дерева выполнен конкретный образец). Сырая ольха – достаточно легкое и мягкое дерево, очень удобное в обработке. После высыхания ее древесина очень устойчива к истиранию и намоканию. Не случайно именно из ольхи до нашего времени изготавливают подошвы для некоторых видов специальной рабочей обуви. При современной технологии заготовки на ольховые подошвы вырезаются из свежего, еще сырого дерева. После высыхания и усадки заготовок их окончательно обрабатывают и подгоняют по размеру. Скорее всего, подобная простая и не требующая технических новинок технология, сохранилась со времен Средневековья, изменились лишь используемые инструменты.

Таблица 17. Породы дерева.
Ольха, 100%Возможно ольхаТополь или осина, 100%Возможно тополь или осинаПрочиеВсего:
Начало 14 в.11---2
Конец 14 в.2-2228
Начало 15 в.3231110
Всего:6353320

Что касается тополя и осины, то они также достаточно удобны для подобного производства. Их древесина легкая и плотная, редко расщепляющаяся. Хотя она (по сравнению с ольхой) менее устойчива к истиранию, но зато практически абсолютно недоступна для намокания. Именно поэтому эти породы дерева издавна использовали для изготовления лопастей колес водяных мельниц и т.д. Тополь, сейчас почти не использующийся в качестве деловой древесины, был любим средневековыми ремесленниками, как легкий в обработке материал. Но без соответствующего ухода тополь очень недолговечен, и мало выполненных из него изделий сохранилось до наших дней. Осина же и в наше время является традиционным и основным материалом для изготовления сабо во Франции. Исходя из этого, можно было бы с достаточными основаниями считать, что большинство рассматриваемых образцов сандалий выполнено из осины, а не из тополя, если бы не одно обстоятельство. Использование осины для изготовления обуви в Англии было запрещено специальным законом в 1416г.. Причиной вызвавшей к жизни этот закон было желание сохранить определенные породы деревьев, пригодные для изготовления стрел к знаменитым английским лукам. И, в итоге, вырубка этих деревьев на другие нужды была запрещена. Только пятьдесят лет спустя (в 1464-65гг.), после энергичных протестов обувщиков, этот закон был изменен следующим образом – сандалии можно было вырезать из осины «неподходящей и негодной» для изготовления стрел.

Стремена сандалий, как и раньше, делались из плотной кожи крупного рогатого скота. Причем очень часто детали делались двухслойными. Слои сшивались между собой вдоль края, мездрой внутрь. Иногда, если использовалась достаточно тонкая кожа, края деталей также подворачивались внутрь и прошивались, что бы скрыть неровности края. Образующийся при этом валик придавал стремени дополнительную жесткость.

В 15в., стремя вновь (как в 12-13вв.) становится простой, исключительно функциональной частью сандалии. Но широкие стремена конца 14в. представляли собой великолепное поле для декоративных работ. Почти все они украшены хотя бы немного. Один образец (илл.128) украшен узкой вертикальной полосой, прорисованной ярко красным цветом. Использованный пигмент был идентифицирован, как киноварь. Этот краситель, являющийся одним из соединений ртути, был хорошо известен средневековым художникам.

Другие, как уже упоминавшаяся сандалия из Billingsgate, украшены разнообразными тиснеными узорами. В большинстве подобных украшений, использованы различные варианты цветочного орнамента, более или менее стилизованные. Фрагмент, изображенный на илл.138, например, имеет более правильный геометрический орнамент по сравнению с сандалией на илл.127. К сожалению, этот образец сохранился фрагментарно, узор сильно затерт и искажен, поэтому точно реконструировать вид штампа не представляется возможным.

Еще более распространенным методом украшения была вышивка. Но, поскольку нитки сохранились в очень небольшом количестве, практически невозможно ничего сказать ни о форме стежков, ни об оригинальном цвете орнамента. Возможно, что вышивка делалась простым швом, но, скорее всего, использовался один из вариантов шва «назад иголку». Такой вывод подсказывают короткие прерывистые швы и внешний вид отверстий под стежки. Отверстия стежков, как правило, не круглые. Наиболее часто это прямоугольные отверстия, идущие под острым углом к поверхности кожи (илл.137). Соответственно, стежки вышивки ложились не прямой линией, а под небольшим углом к общей линии шва, параллельно друг другу. Подобные швы и сейчас используются при изготовлении седел и другой конской сбруи. Дизайн узоров на большинстве образцов достаточно прост – вертикальные или горизонтальные линии (илл.128-130), выполненные, возможно нитками контрастных цветов, Различные варианты крестов (илл.138в) или трилистников (илл.138c-d). Встречаются и более сложные варианты узоров (илл 138e-f). К сожалению, нитки вышивки на этих образцах полностью утрачены, а восстановить дизайн сложного узора только по отверстиям стежков не представляется возможным.


Илл.125. Начало 13в. Деревянная сандалия из Seal House


Илл. 126. Вторая половина 14в. Деревянная сандалия из Trig Lane.


Илл.127. Вторая половина 14в. Деревянная сандалия из Billingsgate.


Илл. 128-131 Различные варианты застежек на стремени сандалий, использовавшиеся в конце 14в.


Илл. 132. Слева вверху – начало 15вв., многослойная кожаная сандалия. В центре – конец 14в., двухчастные деревянные сандалии. Справа – начало 15в., двухчастные деревянные сандалии.


Илл. 133. Конец 14в., двухчастные деревянные сандалии с кожаной петлей.


Илл.134. Конец 14в., ремни заднего крепления на деревянных сандалиях.


Илл. 135. Начало 15в. двухчастные деревянные сандалии с кожаной петлей.


Илл. 136. Начало 15в. двухчастные деревянные сандалии с кожаной петлей.


Илл. 137. Шов, которым сделано большинство орнаментов на стременах сандалий 14в..


Илл. 138. Конец 14в. Методы украшения стремян сандалий: А – тисненый узор; B-F – различные варианты вышивки.

Хостинг от uCoz