О клубе
Как с нами связаться
Как вступить
Вопросы и ответы
Рекомендации и требования
по исторической экипировке

Дижон и Бургундия

Жизнь в Средневековье
Исторические костюмы
Быт полевого лагеря
Средневековая кухня
Военное дело

Мастерские

Исследования
Статьи
Переводы
Руководства

Мероприятия
Планируемые

Форум

Глава 4. Методы украшения

Френсис Грю и Маргаретта де Неергаард.
Перевод - Dylan, «Дижонская рота».

Вышивка.

Лондонская коллекция содержит около 30-ти образцов и крупных фрагментов обуви, украшенной вышивкой. Их больше, нежели известно изображений подобной обуви в различных письменных и изобразительных источниках, которые для раннего Средневековья являются еще одним, сравнимым по важности с археологией, источником сведений о популярности того или иного стиля. Многие встречающиеся в изображениях образцы, украшенные вышивкой, скорее всего, были изготовлены из дорогой ткани на кожаной подошве и вышиты крученой шелковой нитью. Это предположение подтверждается сохранившимися образцами, обнаруженными при вскрытии саркофагов двух архиепископов Кентерберийских 13в. – Губерта Уолтера (ум.1205г.) и Эдмунда Рича (ум.1241г.). Обнаруженный на этих образцах стиль вышивки получил название «opus anglicanum». Он состоит из стилизованных птиц, зверей, цветов, звезд и полумесяцев вышитых золотыми, серебряными и цветными шелковыми нитями. Кожаная обувь на Континенте так же обильно украшалась вышивкой, но для большей выразительности в 12в. вышивка зачастую комбинировалась с аппликацией из позолоченных или ярко окрашенных полос кожи. Церковная обувь обнаруженная в захоронениях в Лозанне и замке St. Elia в Италии великолепно иллюстрирует эту технику украшения. Она состояла из крупного орнамента, выполненного аппликацией из позолоченных кусков тонкой кожи, и шелковой вышивки между элементами орнамента.

Информация о вышитой обуви, которую носили в Англии, сейчас может быть проверена ископаемыми материалами. Эти материалы включают образцы обуви вплоть до самого низа социальной шкалы. Исходя из анализа находок, можно сказать, что наиболее распространенным методом украшения обуви вышивкой была одна или несколько полос вышивки, которая шла от носка до разреза подъема обуви. Пик популярности этого метода приходится на первую половину 12в. Единственный образец, на котором вышивка была обнаружена не только на подъеме, но и вокруг верхнего края голенища – это извлеченный из раскопа Swan Lane «ankle-shoe» (илл.111).

На 28-ми образцах и фрагментах обуви с вышивкой существуют три метода ее изготовления. Самый ранний метод встречается, например, на одном из образцов из Swan Lane, на котором союзка пришита к подошве кожаным шнуром, а не шерстяной или льняной нитью. Это позволяет датировать образец концом 10в. – началом 11в. (илл.112с). Аналогичная техника встречается на образцах начала 12в. из Billingsgate (илл.112е). Для этой техники использовалось тонкое шило и тонкий S-образный крючок, т.к., аналогично подшивному шву, при этом методе вышивки кожа не прокалывалась насквозь. Расположение нижних отверстий на некотором расстоянии от подошвы позволяет предположить, что вышивка была сделана уже после того, как образец был сшит. На образце из Billingsgate только два ряда отверстий, соответственно он был украшен только одной полосой вышивки. На образце из Swan Lane 4 ряда отверстий, и, соответственно, 2 ряда вышивки, каждая из которых 3-4мм шириной. Вышивальная нить раз за разом продевалась через отверстия, но, к сожалению, ни одного фрагмента вышивки не сохранилось, поэтому невозможно определить ни материал нитей, ни форму стежков. Такой же метод украшения был обнаружен и двух «каролингских» образцах обуви, найденных в аббатстве Middleburg на острове Валхерн. Они украшены диагональными полосами вышивки, проходящими с боков от центра подъема до подошвы. Эти образцы предположительно датированы 9-м веком. Находки обуви с подобным украшением в Элисенхофе и Хедебю также датируются более ранним периодом, чем английские аналоги. Это позволяет предположить, что такой метод украшения был привнесен в Англию с континента.

Второй метод, обнаруженный на фрагментарном образце «ankle-shoe» 12в. из Billingsgate, более сложен (илл.112a-b). Подъем обуви разрезали по центру, начиная от верхнего края. Потом прокалывали маленькие сквозные отверстия, через которые продевалась нить, причем на одной стороне разреза располагался один ряд отверстий, а на второй – два. Края разреза накладывались друг на друга и сшивались вместе декоративным швом (илл.112d). Образцы с аналогичным типом украшения обнаружены в северной Германии в Лембексбурге и Лотторф-Мосе. Обнаруженные там образцы выкроены из одного куска кожи и также имеют дополнительный разрез по центру подъема, зашитый декоративным швом. Германские находки датированы по сопутствующей керамике, и их датировка практически совпадает с датировкой английского образца. Соответственно – такой метод украшения можно считать одной из конструкционных особенностей обуви 12в.

Третий метод чаще всего встречается на образцах лондонской коллекции и является упрощенным вариантом первого метода вышивки. При этом методе кожа вышивалась сквозными стежками без предварительной разметки. Подобное украшение встречается на четырех образцах 12в. и состоит из одной или нескольких полос вышивки. При этом методе вышивки стежки укладывались гораздо плотнее, чем при использовании ранней техники (8-10 стежков на 10мм против 3-4 стежков на 10мм). Три из четырех образцов сохранили более или менее крупные фрагменты вышивки, по которым можно определить форму стежков, а также цвет и материал нити. Исследование этих фрагментов показало, что при вышивке использовалась одинарная крученая шелковая нить. Выбор такого материала можно объяснить двумя факторами – во-первых, такая нить легко скользит через отверстия в коже, не требуя чрезмерных усилий и натяжения; во-вторых, шелк с его мягким блеском выглядит гораздо нарядней, чем лен или шерсть. Использовавшиеся стежки «косичка» (илл.113) очень хорошо подходят для украшения, т.к. большая часть нити остается видна на внешней стороне изделия. Изнанка шва при этом имеет вид ряда параллельных горизонтальных стежков. На двух образцах, где полос вышивки несколько, каждая из полос выполнена нитью своего цвета. На наиболее хорошо сохранившимся образце из Seal House три параллельные полосы вышивки выполнены красным, белым и светло-зеленым цветами (илл.114). На втором образце (из Swan Lane) сделаны два ряда вышивки, выполненных красным и белым цветом. Сравнительная группа обуви 12в. из Бергена (Норвегия) включает несколько очень богато вышитых образцов обуви. На этих образцах также встречается техника украшения несколькими разноцветными полосами вышивки. Кроме того, есть один образец обуви, на котором каждая полоса выполнена из нескольких разноцветных блоков. На образцах из Бергена при вышивке помимо шва, аналогичного использованному на образцах из Лондона, использовались, также техники шитья крестом и гладью. К сожалению, на большинстве образцов обуви, найденных в Лондоне и имеющих следы вышивки, нить полностью уничтожена гниением. Поэтому нам остается только догадываться о виде, материале и цвете таких украшений.

Техника вышивания «косичкой» изображенная на илл.113-114, относится к категории вышивки по канве и в средневековых источниках иногда называется «opus pulvinarium». Возможно, это название произошло от популярности использования такой техники при украшении подушек и пуфов с покрытием из толстой жесткой ткани, с успехом заменявшей канву. Подобные подушки обнаруженные в захоронении архиепископа Уолтера де Грея (ум.1255) , бывшего регентом Англии при малолетнем Генрихе III, вышиты золотой нитью в технике, сочетающей вышивку «косичкой» и крестом. При исследовании склепа Фернандо де ла Серда (ум.1275), находящегося в мавзолее Кастильской королевской фамилии в Бургосе (Испания), были обнаружены подушки вышитые исключительно техникой «косичка». Епитрахиль, извлеченная из захоронения архиепископа Губерта Уолтера (ум 1205), является наиболее ранним археологическим образцом подобной вышивки на ткани. Кожа, из которой изготавливалась обувь, материал более эластичный и надежный, чем ткань, и находки вышитой в том же стиле обуви дают возможность заполнить пробел в исторических источниках относительно этого способа и доказать, что он процветал в течение всего 12в. так же как и в последующие годы. Практически невозможно переоценить тот факт, что образцы обуви, вышитые в очень похожей технике (хотя, к сожалению, нити вышивки в основном не сохранились), были найдены по всей территории Англии – в Лондоне, Дурхеме, Йорке, Линкольне, Ковентри, Оксфорде, Ворчестере, Глочестере, Винчестере.


Илл. 111. Обувь украшенная полосами вышивки.


Илл. 112. Украшение вышивкой: A. Разрез подъема «ankle-shoes» начала 12в., левый край перекрывает правый; В. Та же деталь с изнанки, хорошо видны следы двойного шва; С. Деталь подъема, хорошо видны 4 полосы отверстий – следов вышивки; D. Деталь подъема, шов вышивки, соединяющий края разреза и образующий дополнительную декоративную складку; Е-G. Детали подъемов с различным количеством полос стежков вышивки.


Илл. 113. Шов «косичка»


Илл. 114. 12в. Образец обуви с вышитым «косичкой» подъемом.

Прорезная техника.

Это второй по распространенности после вышивки метод украшения обуви, встречающийся в лондонской коллекции. Иллюстрации 115-117 демонстрируют основные виды этой техники украшения. Работы по нанесению узора производились пробойниками разнообразной формы, после того, как части обуви были выкроены, но до того, как они сшивались в единое изделие. Неровность узора на большинстве образцов свидетельствует о том, что он наносился без предварительной разметки. На тех образцах, где отклонения минимальны, возможно, использовался какой либо шаблон, но большинство образцов явно украшались безо всяких приспособлений, на глаз. Поэтому не всегда красивый замысел узора достойно сочетался с умением мастера. Обычно отверстия пробивали по прямой линии, внимательно следя за величиной интервалов между ними.

Наиболее ранний экземпляр, украшенный подобным образом (ил.115а) датирован первой третью 13в. По сравнению со многими поздними образцами, работа выглядит более сложной и аккуратной. Узор состоит из четырех типов отверстий, различающихся по форме, имеющих размеры от 2-х до 8-ми миллиметров и пробитых на расстоянии 5-6мм друг от друга. Крайние отверстия узора расположены на расстоянии 15-16мм от нижнего края деталей и, таким образом, узор покрывает всю видимую поверхность обуви, не ослабляя при этом надежность и водонепроницаемость в районе подошвенного шва.

Образец, изображенный на илл.116b и датированный концом 14в., покрыт ромбовидными отверстиями с волнистыми или зазубренными краями. Такой узор создает визуальный эффект «плетенки» и напоминает орнамент розеток, часто встречающихся в оформлении манускриптов. Края узора (там, где невозможно было выбрать полный ромб) дополняются треугольными отверстиями, как бы продолжающими узор внутри обуви. Отверстия на этом образце гораздо больше по размеру, но более простой формы, чем использовавшиеся в первой половине 13в. Это говорит о том, что подобный стиль украшения не слишком активно развивался в прошедший между этими образцами период времени. Так же можно предположить, что мастера-обувщики прекрасно знали о том, что, несмотря на свою красоту, этот метод, помимо сложностей в изготовлении, имеет массу недостатков при ношении, и потому не злоупотребляли его использованием.

На илл.116а изображен образец, по верхнему краю которого великолепно видно, что случалось с обувью, узор на которой состоял из слишком крупных и слишком близко расположенных отверстий. Более мелкие отверстия, расположенные через большие промежутки, в меньшей степени ослабляли обувь. Кроме того, при пробивании отверстий кожа значительно растягивалась, и если рисунок узора был неудачно подобран, это могло привести к серьезному искажению выкройки.

От образца, изображенного на илл.115с, сохранились только задняя часть, украшенная оригинальным узором из расположенных горизонтально отверстий в виде «восьмерки». Они выстроены колоннами в шахматном порядке, так – что узор покрывает всю поверхность сохранившихся деталей. Скорее всего, при изготовлении узора, пара пробойников устанавливалась вертикально впритык друг к другу, чтобы получить ровную «восьмерку». Так же, как и на других образцах, некоторая неровность расположения отверстий свидетельствует о том, что узор делался на глаз, без предварительной разметки.

На илл.117 изображены два наиболее простых варианта прорезной техники во всей лондонской коллекции. Оба образца представляют собой передние детали низко вырезанных остроносых «shoes», датированных концом 14в. Образец на илл.117в. выполнен в технике, несколько отличающийся от всех остальных образцов с прорезными узорами. Длинные отверстия, украшающие этот образец, состоят из двух круглых отверстий, сделанных пробойником и соединенных вырезанной ножом полосой.

Последний образец (илл.116с) является лучшим образцом обуви с прорезными украшениями во всей лондонской коллекции. Использованный на нем узор очень похож на некоторые образцы изображенные на росписи в капелле Св.Стефана в Вестминстере (илл.118). Рисунок узора очень сложен и выглядит достаточно хрупким. Он состоит из трех перемежающихся видов панелей с различным узором. Самый широкий вид панелей несет узор из восьмиконечных крестов, дополненных треугольниками, направленными вершинами друг к другу. Средний вид панелей состоит из треугольников расположенных в шахматном порядке, так же вершинами друг к другу. Самые узкие панели, разделяющие большие и средние, состоят из ряда крестов небольшого размера. Полосы кожи, разделяющие детали узора, очень узки – 4-5мм. Но ряды малых отверстий, разделяющих ряды больших отверстий, несколько повышают долговечность изделия, т.к. узкие полосы кожи остаются довольно короткими. Хрупкость такого узора подтверждается тем, что рассматриваемый образец сохранился в виде нескольких отдельных кусков, причем линии разрывов проходят именно по наиболее тонким и слабым местам узора.


Илл 115. А. «side-lased shoes», начало 13в., представлены передняя и боковая детали. В. Фрагмент передней детали, начало 14в. С. Середина 14в., боковая деталь. Слева фото фрагмента в натур. размер


Илл. 116. А-В. Конец 14в., фрагменты передних деталей «side-lased ankle-shoes». С. Начало 15в., фрагмент передней детали «buckled shoes».


Илл.117. Передние детали «latchet shoes» конец 14в.


Илл.118. Роспись в капелле Св.Стефана в Вестминстере (сейчас практически утраченная) изображающая фигуры в обуви с прорезными узорами.

Гравировка.

На иллюстрации 119а изображен фрагмент образца, датированного концом 14в. и украшенного узором в виде решетки из неглубоких и узких насечек. Панели с таким узором разделены несколькими широкими прямыми полосами, на которых линии, выполненные методом срезания верхнего слоя кожи, чередуются с линиями, сохранившими верхний слой. Такой метод позволяет создать довольно резкий контраст как по цвету, так и по фактуре. Подобным же методом обработан и внешний край детали вдоль линии подошвенного шва.

При описании этого метода украшения обуви следует обратить особое внимание на несколько интересных моментов. Во-первых, это противопоставление насечки и гравированного рисунка (который был очень популярен в других видах работ по коже), для изготовления которых нужны совершенно разные инструменты. Насечка, которая периодически была очень популярна для украшения ножен, весьма грубо выполнена на этом образце обуви. Несмотря на то, что линии, из которых она состоит, прорезаны достаточно прямо (за исключением оконечностей), на точное соблюдение глубины надрезов и расстояния между ними мастеру уже не хватило тщательности и аккуратности. Кожа, использовавшаяся для верха обуви, гораздо тоньше той, которая шла на ножны мечей, и это делало обязательной большую точность движений, чтобы при насечке необходимых участков не прорезать кожу насквозь. Поэтому неудивительно, что насечка на обуви обнаружена только на образцах, датированных концом 14в., когда этот метод украшения кожаных изделий был на одном из наивысших пиков своей популярности.

Вторым интересным моментом является сам стиль гравировки, при котором для создания контрастного эффекта срезалась часть верхнего слоя кожи. Похожая техника отмечена на ножнах, обнаруженных в Baynards Castle и датированных несколько более ранним периодом – серединой 14в. К сожалению, по этому единичному и фрагментарному образцу невозможно сказать с полной уверенностью – является ли цветовой контраст узора результатом самой гравировки или последующей обработки гравированных участков (например, выжиганием). На рассматриваемом образце обуви по краям гравировки хорошо заметны следы не только гравировального резца, но и ножа. Скорее всего, участки, которые предполагалось украсить гравировкой, предварительно размечались при помощи неглубоких надрезов, затем широкие края ленты подрезались наискось на небольшую глубину, и только после этого лента снималась резцом.

По сравнению с предыдущим образцом задняя деталь обуви, представленная на илл.121с, украшена исключительно в технике гравировки. Линии выбраны на небольшую глубину исключительно резцом. Причем часть из них в достаточно оригинальной технике – большая, по сравнению с остальными, глубина этих линий задана не столько за счет глубины проникновения резца, сколько за счет последующего уплотнения кожи в этих местах. Возможно на обратном ходе резец проводили по линиям с сильным нажимом, таким образом создавая дополнительный эффект тиснения. Украшение этой детали представляет собой треугольную панель с выгравированным на ней трилистником. Боковые стороны панели ограничены тремя параллельными линиями, выполненными в описанной выше технике. По обеим сторонам от панели, параллельно ограничительным линиям выгравировано по одному ряду лиственного узора. Завершается узор еще одной гравированно-тисненой линией окаймляющей весь рисунок. Общий эффект создает симметрия узора вместе с тонкой аккуратной работой. Такие украшения требовали очень точной предварительной подгонки обуви по ноге владельца и деталей обуви друг к другу.

Лиственные мотивы, представленные на илл.121, очень напоминают некоторые варианты изображения виноградной лозы или плюща – узор, очень популярный в конце Средних веков при вышивании, оформлении манускриптов и других видах декоративных работ. Заметная несимметричность большинства узоров свидетельствует о том, что они размечались в достаточно свободном стиле, скорее всего на глаз, а не по шаблонам.

Образец, изображенный на илл.121d, выполнен в еще более сложной технике гравировки – помимо достаточно глубоких основных линий, внешний слой кожи снят (на заметно меньшую глубину) и между ними, что создает не только более контрастный, но и более рельефный узор. Узор состоит из трех групп копьевидных листьев. На этом фрагменте достаточно хорошо видна разметка на глаз, т.к. на нем есть небольшая неточность в размере или размещении верхнего левого листа, который не поместился на деталь полностью. Эта ошибка говорит о том, что украшались заранее выкроенные детали, а так же о том, что бордюр, окаймляющий большинство узоров делался в последнюю очередь. Если бы он был сделан раньше основного рисунка, то не перекрыл бы часть узора, по ошибке вышедшую за определенную границу.

Фрагменты, изображенные на илл.121а,в, очень похожи как по рисунку узора, так и по технике его изготовления. Узор изготовлен в уже описанной выше технике рельефной гравировки. Основные линии рисунка и бордюр вдоль края детали выполнены более глубокими гравированно-тиснеными линиями, а на основной площади узора верхний слой кожи снят на небольшую глубину. Лиственный рисунок узора выполнен на основе серии практически симметричных трилистников. Такой дизайн украшения практически идеально подходит для украшения передних треугольных деталей обуви. Узор детали, изображенной на илл.121в, отличается только несколько более стилизованным, «геометрическим» дизайном рисунка.

Особенностью всех описанных выше гравированных образцов, является так же их принадлежность к низко вырезанным «shoes» с более или менее удлиненными носами. Для сохранения формы передней части, длинные носы такой обуви зачастую набивалась различными материалами. Это явилось большой удачей для исследователей, т.к. передние части образцов сохранялись в расправленном виде и потому сравнительно мало пострадали от пребывания в земле, соответственно и рисунок украшений сохранился с минимальными потерями.

Основным материалом для набивки носов обуви служил мох. Всего было исследовано 36 образцов. Наиболее популярной разновидностью мха, использованного для набивки обуви, служит мох Thuidium tamarascinum. Он использован на 23-х исследованных образцах. Это сильно переплетенное растение с маленькими плотными листьями, идеально подходящее для плотной набивки обуви. Кроме того, он обладает великолепными впитывающими свойствами, что, вместе с популярностью, позволяет предположить его использование вместо отсутствующих в большинстве образцов стелек.


Илл.119. Конец 14в., фрагменты «latchet shoes», украшенных гравированным узором и насечкой.


Илл. 120. Конец 14в. Детали «latchet shoes» украшенные узором в технике насечки.


Илл. 121. Конец 14в. Детали «latchet shoes» и «buckled shoes» украшенные лиственным узором в технике рельефной гравировки.


Илл. 122. Конец 14в. Образец «latchet shoes» с извлеченной из него моховой набивкой.

Хостинг от uCoz